?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Варвары, Барберини и Арка Тита
bande_nere
bande_nere
Все мы помним известное присловье "Что [Риму] не сделали варвары, то довершил Барберини" (Quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini). Барберини - знатный род, из которого происходил папа Урбан VIII. По повелению именно этого понтифика было разрушено последнее целое древнеримское сооружение - Пантеон, бронзовые балки которого понадобились для укрепления собора св. Петра. К чему это я?



Я думаю, что многим знакомо изображение римских солдат, несущих сокровища павшего Иерусалима, включая семисвечник менору. Этот знаменитый барельеф - часть Арки Тита, которую и в наши дни можно увидеть неподалёку от римского Форума. Эта мемориальная арка была сооружена младшим из Флавиев - императором Домицианом - в 82 г. Надпись на арке гласит: Divo Tito - Божественному Титу. Как известно, богами Флавии становились после смерти (Тит умер в 81 г.).

Однако, за год до того была построена ещё одна арка в честь этого императора - триумфальная, посвящённая победе над Иудеей. Она не столь известна, поскольку в Средние века оказалась растянутой на камни, послужившие для постройки самых разных сооружений Вечного города. До недавнего времени нам были известны только упоминания триумфальной арки в надписях и изображения на рисунках.


Codex Einsidlensis (VIII-IX вв.), содержащий описание города Рима.


Большой цирк, каким он был во времена античного Рима, на гравюре Этьенна Дюперака по рисунку Онофрио Панвинио, ок. 1580 г. Арка Тита - слева.

Из них известно, что триумфальная арка располагалась у восточного (полукруглого) края Большого цирка. В 1122 году она стала частью Марианского акведука, построенного по указанию папы Каликста II. Спустя несколько лет влиятельная семья Франджипани завладела Большим цирком и построила прямо в нём мельницу, движимую водой, подаваемой из акведука. Для защиты новых владений выстроили башню - Торре делла Молетта. Вскоре вокруг выросли дома, жители стали разводить огороды. Откуда брали материал для постройки? В том числе из арки, которую постепенно растащили по кусочкам.


Место бывшего Большого цирка на гравюре Этьенна Дюперака по рисунку Онофрио Панвинио, ок. 1580 г. Видны поля, мельница, башня. Арки уже нет.

Так продолжалось несколько столетий и территория бывшего Большого цирка мало чем отличалась от множества других средневековых кварталов во множестве городков старой Европы. Наступил XIX век и после объединения Италии и воссоединения с ней Рима (1870 г.) старые сооружения стали уступать место просторным бульварам и площадям. Марианский акведук был заключён в трубы и ушёл под землю. Ещё ближе к нашему времени, в 30-40-е гг., укрепления Франджипани были снесены. Осталась лишь Торре делла Молетта. Sic transit...

Так вот, из Италии пишутЪ, что при раскопках восточного конца Большого цирка найдено основание некой арки каррарского мрамора, которая не может быть ничем иным, кроме как Аркой императора Тита. Всего найдено более 300 мраморных фрагментов (когда я пишу этот пост - уже и больше :)). На всякий случай напоминаю, что укрепления и жилища римлян строились из мрамора, взятого в том числе из триумфальной арки. Вот эти куски и стали находить в наше время.


Раскопанные остатки Арки Тита.


Её виртуальная реконструкция.

По оценкам археологов, арка была 17 метров шириной и 15 метров в глубину; её подпирали 10-метровые колонны. Римские власти уже вынашивают планы по её материальной реконструкции, что может обойтись налогоплательщикам в круглый миллион ойро.

Слайдшоу, демонстрирующее 300 кусочков мрамора.


  • 1
Что-то я недопонял. На месте, где какой-то средневековый хронист упоминал арку Тита, нашли каменные обломки, которые поспешили связать с остатками этой арки. На гравюре Этьенна Дюперака нет никакой арки (кстати, где ты ее там увидел?), а есть лишь арочные ворота Большого цирка. На современных реконструкциях эти ворота также рисуют. Так что там нашли, остатки этих ворот или ранее неизвестную арку?
Кстати, если Марианский акведук - это аква Марция, то он был построен во 2 в. до н.э., а в 12 в. его, вероятно, только отремонтировали.

Ты совершенно прав. На современных реконструкциях эту арку (арочные ворота) обычно рисуют. Традиционно её отождествляют с триумфальной аркой Тита, хотя такое отождествление имеет под собой шаткое основание: указанная средневековая рукопись, в которой приведён текст надписи на "арке в Большом цирке" (можно прочитать на фото). Как пишет Хамфри, it is always assumed that this ark was located at the centre of the semicircular end, although it may be observed that there is no secure evidence for its precise location in the Circus (https://books.google.by/books?id=couetXBQO9AC&printsec=frontcover&dq=Humphrey,+John,+Roman+circuses:+arenas+for+chariot+racing&hl=en&sa=X&ei=Ap9vVY6KN-bVyAOS3oGwCw&ved=0CBsQ6AEwAA#v=onepage&q&f=false - p. 97). На некоторых реконструкциях (http://www.circusmaximus.us/circus3a.jpg) эту арку рисуют тройной, следуя рисунку из Мраморного плана Септимия Севера.
Может прав ты и отождествление двух арок ложно. В любом случае, спасибо за замечание.
Аква Мариана был построен почти на полторы тысячи лет позднее акведука Марция. Отождествления его с акведуком Марция не встречал.

Edited at 2015-06-04 01:43 am (UTC)

В тексте Codex Einsidlensis упомянута арка Большого цирка, но о Тите там речи нет. Только о том, что работы сделаны на общественные деньги.
Забавно, что, возможно, ворота цирка в самом деле когда-то воспринимались как триумфальные арки, поскольку в республиканское время через цирк на форум проходила триумфальная процессия.
Насчет водопроводов Мария и Марция - это ты сам в источнике посмотри, не идет ли речь об искажении названия одной и той же постройки :-)
А где ты брал реконструкцию Большого цирка и нет ли там еще чего интересного?

Кстати, вот тебе еще один факт в копилку http://tito0107.livejournal.com/707789.html

Edited at 2015-06-04 11:16 am (UTC)

Отвечу вечером, после работы. Реконструкцию взял из гугла.

  • 1